Контактор или электромагнитный пускатель – низковольтное устройство, предназначенное для запуска и остановки электродвигателя, обеспечения его безопасной и непрерывной работы, а также для защиты электрического двигателя и подключенных к нему цепей и реверсирования направления его вращения.
Контактор может быть укомплектован тепловым реле для аварийного отключения электродвигателя, слаботочными контактными группами и кнопкой ручного пуска. Иногда пускатели оснащаются устройством аварийного отключения в случае обрыва одной из фаз.
Магнитные пускатели относятся к семейству электромагнитных контакторов, позволяющих коммутировать мощные электрические нагрузки как постоянного, так и переменного тока. Контакторы предназначены для частых включений и отключений силовых электроцепей, а также реверса вращения ротора путем изменения порядка фаз, для чего в магнитный пускатель встраивается группа контактов второго контактора.
Уход за магнитными пускателями заключается в защите от попадания в них грязи, пыли и влаги. Нужно постоянно следить, чтобы контактные зажимы были плотно затянуты и регулярно проверять состояние самих контактов.
Контакты внутри магнитных пускателей не требуют особого ухода. Срок их износа зависит от условий работы пускателя и перегрузок. Разбирать и магнитные пускатели и зачищать контакты строго не рекомендуется, поскольку удаление контактного материала приводит к снижению срока службы контактов. В отдельных случаях при сильном оплавлении контактов при невозможности замены пускателя и необходимости работы электродвигателя пусть даже в аварийном режиме допускается зачистка контактов мелким надфилем.
При появлении звука гудения или дребезжания после длительной эксплуатации пускателя, нужно отключить прибор, очистить от грязи все рабочие поверхности и проверить между якорем и катушкой величину воздушного зазора. Затем следует проверить отсутствие всех заеданий подвижных частей и растрескиваний короткозамкнутых витков сердечника.
При разборке и сборке магнитного пускателя не забывайте сохранять взаимное расположение якоря и сердечника, иначе не избежать гудения. Дело в том, что приработавшиеся поверхности якоря и сердечника со временем начинают гудеть меньше.